Первобытное общество
Ещё с незапамятных времён первобытные люди разыгрывали сценки из окружающей их действительности- в основном это были сцены охоты, инсценировка которой была магическим обрядом, призванным обеспечить успешность охоты на настоящего зверя.
Античный театр (VI век до н.э. – ХVIII век н.э.)
В VI веке до н.э. основой для первых, по-настоящему театральных, представлений становятся народные обряды и верования. Своё развитие этот жанр получает во времена Античности. В Древней Греции представления ставились на основе древних греческих мифов и легенд.
Амфитеатры становятся местом для инсценировки легенд из жизни богов и их воспевании. Особенно часто ставятся представления в честь бога виноградарства и виноделия, а также религиозного экстаза Диониса. Переодетые в сатиров люди начали воздавать хвалу божеству, согласно легендам неоднократно превращавшемуся в козла. Отсюда и пошло название «трагедия», буквально переводящаяся как «песня козла». К Праздникам Великих Дионисий древние афиняне готовились в течении года, а сами праздники и театральные представления продолжались в течении 6 дней.
С течением времени, у греков начали появляться собственные трагики и драматурги.
Самым известным из них стал древнегреческий поэт и драматург Феспис из Икарии. Он первый использовал вместе с хором сатиров одного актёра в своих представлениях. Лицедей, которого называли гипокритом, т.е. отвечающим хору (др.-греч. ὑποκριτής, букв. «дающий ответ»), мог либо играть роль персонажей показываемого мифа, меняя при этом маски, каждая из которых соответствовала разным героям мифа, либо вступать в диалог с хором. Но ни что не мешало комбинировать эти варианты.
Далее количество актёров начало расширяться. Сначала Эсхил расширил их количество до двух, что позволило актерам разыгрывать диалоги, а позже, при Софокле, количество актёров увеличилось до трёх. Так же Софокл позволил актёрам переговариваться не только с хором, но и с другими лицедеями, и ввел в свои произведения перипетии, приводящие к неожиданным поворотам сюжета.
Еврипид сделал театральные постановки более современными, где хору уже отводилась роль только музыкального сопровождения, а в речи героев стала использоваться бытовая лексика.
С наступлением римского господства, во 2 веке до н.э. в греческом театре появился новый жанр – ателлана (от лат. fabula atellana, басня из Ателлы). Ателлана представляла собой короткое, абсурдное, но забавное представление, написанное довольно грубым слогом, где главных героев было уже четверо:
- Макк, Маккус-простак (лат. Maccus) — бритый, с ослиными ушами, изображающий дурака, обжору и ловеласа;;
- Буккон, Букко-хвастун (лат. Bucco) — толстощёкий обжора с огромным ртом, болтун и хвастун;
- Папп, Паппус (лат. Pappus) — глупый, богатый, скупой и честолюбивый старик;
- Доссен, Доссенус (лат. Dossennus) — злой горбун, провинциальный «философ», шарлатан.
После падения Римской Империи, ее наследие оказалось уничтоженным, в том числе и театр. Ранние адепты христианства осуждали театральные постановки греков и римлян и боролись с ними. Актёры, менестрели и шуты в итоге изгонялись из общин до тех пор, пока из-за этих гонений, древний театр не был уничтожен полностью.
Театр Средневековья (VIII- XIII вв.)
В результате христиане были вынуждены воссоздавать театр практически с нуля, начав с ярмарочных шутливых и сатирических представлений. Источниками идей для инсценировок в средневековых постановках часто были религиозные поверья или же показ церковной службы. В последствии из таких постановок возник религиозный жанр литургической драмы, в основу которого были положены тексты евангелий.
Отдельным жанром средневекового театра стали мистерии, участие в которых, принимали сотни людей, а само представление растягивалось на несколько дней.
В позднем средневековье во Франции возникает светский театр. В это время приобретают популярность музыкальные пьесы поэта и композитора Адама де ла Аля, наиболее значительной среди них была пьеса «Игра о Робене и Марион».
Театр Возрождения (XIV- XV вв.)
С окончанием средневековья наступает эпоха Возрождения, в которой люди вновь обращаются к достижениям античного искусства Древней Греции и Рима, черпая в них вдохновение, творчески развивая, выводя искусство, в том числе и театральное, на новые высоты.
Творческим развитием традиций античного театра стала зародившаяся на венецианском карнавале итальянская комедия дель-арте большинство актеров в которой играли в масках, соответствующих определенным типажам, а само представление разыгрывалось актерами не по заученным ролям, а импровизационно в рамках краткого сценария очерчивающего основные сюжетные линии.
В эпоху Возрождения театральные постановки становятся прибыльным бизнесом, появляются профессиональные актеры, антрепренёры, театральные трупы играют не только для городской публики в зданиях специально для этого построенных театров, но и при дворах монархов.
Профессиональные драматурги, появившиеся во многих европейских странах, пишут большое количество пьес разных жанров, но в основном, комедии и трагедии.
Среди драматургов выделяются великие Шекспир в Англии, Мольер во Франции и Лопес де Вега в Испании, чьи поистине гениальные и не теряющие своей актуальности, пьесы, и по ныне с неизменным успехом ставятся на сценах всего мира.
ХVII век н.э. – наше время
Драма появилась ещё во времена Ренессанса. Тогда она начала вытеснять другой жанр – трагедию. К XVIII веку драма окончательно потеснила трагедию и стала одним из основных театральных направлений.
В каждом столетии драма имела свой популярный поджанр:
— XVIII век – мещанская драма. Характеризуется сменой акцентов на персонажах. Если в античных театрах главными героями были аристократы или дворяне, то здесь – это промышленники. Сюжетно представления являются средним между комедией и трагедией.
— ХIX век – реалистичная драма. Этой разновидности свойственен акцент на реалистичность показываемых сюжетов. Из-за этого некоторые сюжеты могут казаться приземлёнными и прозаичными.
— Конец ХIX – начало ХХ веков – символистическая драма. При написании сценария драматурги обращались к опыту немецких философов, исповедовавших неоромантизм. Помимо отсылок к философским течениям, постановкам свойственны сцены, в которых герой копается в самом себе. В пьесах часто присутствуют мистические моменты.
— Начало ХХ века характеризуется началом эпохи модерна и возникновением многих стилей в искусстве, таких как символизм, сюрреализм, дадаизм, абсурдизм, экспрессионизм и другие.
В театре появляются жанры сюрреалистической и экспрессионистской драмы. Первая характеризуется изображением странных образов, являющихся аллюзией на проблемы современного общества. Вторая является жёсткой критикой буржуазного сознания. Некоторые считают, что эта разновидность должна сменить собой «грубый материализм» царящий в искусстве на протяжении многих лет.
Театр XXI века
Искушенного театрального зрителя XXI века уже трудно чем-либо удивить, и театры стали активно использовать на сцене новые технологии- спектакли все больше превращаются в захватывающее шоу. Почти повсеместно используются видеопроекции, сценическое действо, перемежается демонстрацией киноэпизодов, вписанных в сюжет спектакля, на сцене используются поражающие воображение световые, звуковые и пиротехнические спецэффекты, сложные трансформирующиеся декорации и даже исполнение спектакля проводится не живыми актерами, а их реалистичными, почти не отличимыми от живых людей, 3D лазерными проекциями.
Спасибо, интересно)